Вопросы процесса коучинга, коучинг в работе

В широком смысле слова, коучинг представляет собой процесс, направленный на достижение поставленных целей в различных сферах деятельности человека. Коуч (тренер) добивается от своих подопечных самосто ...

Тема коучинга становится в наше время всё более обсуждаемой в кругах менеджеров по управлению человеческими ресурсами и специалистами по работе с кадрами. Очевидно, это связано с возросшей на рынке конкуренцией между фирмами, в которой далеко не последнюю роль играет человеческий фактор. Дело в том, что привлекательной для клиентов фирму делают не только оборудование, здания, другие материальные ресурсы, а люди, которые там работают и непосредственно общаются с заказчиками и партнёрами компании. Но для того, чтобы человеческие ресурсы организации были конкурентоспособными, руководство должно заботиться о своевременном и регулярном обучении персонала. Это связано с тем, что мы живём в век стремительно развивающихся технологий, что требует от человека постоянного обновления и пополнение своих знаний. Поэтому успешные предприниматели уделяют особое внимание обучению своих сотрудников.

Сам термин происходит от английского слова «coaching», что означает кураторство, репетиторство. В английский язык это слово пришло ещё в XVI веке из венгерского и обозначало оно «карета», «повозка»,- в общем то, что быстро двигается. В XIX веке английские студенты стали называть этим словом репетиторов, а вскоре этот термин вошёл в спортивный лексикон для названия спортивных тренеров. Только в конце 1970-х начале 1980-х годов термин коучинг стал широко использоваться в бизнес-среде. С тех пор сформировалось множество школ и направлений коучинга.

В широком смысле слова, коучинг представляет собой процесс, направленный на достижение поставленных целей в различных сферах деятельности человека. По своей сути этот процесс напоминает наставничество, однако имеет принципиальное отличие. При коучинге не даются советы и готовые решения вопросов. Коуч (тренер) добивается от своих подопечных самостоятельного поиска решений путём постановки наводящих вопросов. Эти вопросы помогают обучающемуся по-другому взглянуть на ситуацию, часто с совершенно неожиданной стороны. С этой точки зрения коучинг на порядок выше по своей эффективности, чем традиционное наставничество, так как он позволяет раскрыть внутренний потенциал человека, научить его находить решения проблем в нестандартных ситуациях. Во время занятий по коучингу происходит обучение не решению конкретных задач, а преподаётся сама методология нахождения выхода из трудной ситуации.

В целом можно выделить следующие преимущества, которыми обладает этот метод обучения персонала:

1. Коучинг позволяет человеку научиться самостоятельно выстраивать стратегию по управлению своим временем и добиваться поставленных задач во всех сферах жизни.

2. Коучинг учит выстраивать чёткие приоритеты в стоящих перед человеком задачах и сконцентрироваться на решении главных из них.

3. Коучинг увеличивает в целом благосостояние человека и делает его более счастливым. Так, научивших находить решения в поставленных задачах, обучаемый может применить данный опыт для достижения любых других целей в жизни.

Метод коучинга базируется на двух принципах - это осознанность и ответственность. Принцип осознанности заключается в том, что данный метод работает на уровне сознания и служит для его расширения с целью более ясного представления действительности. Слушателю необходимо научиться правильно собирать информацию, на основе которой он будет принимать решение. Коуч задает наводящие вопросы. Осознанность позволяет человеку определить не только свои цели, но и место, в котором он находиться на пути к достижению этих целей. Ответственность же проявляется в том, что из множества путей решения задач человек учиться выбирать наиболее оптимальный, и неукоснительно следует ему.

Исходя из этих принципов, коучинг выдвигает свой главный постулат, гласящий, что каждый человек может найти для себя оптимальный путь достижения поставленных целей и двигаться по нему в выбранном темпе.

Как метод обучения персонала, коучинг имеет следующие характеристики:

1. Систематичность. В данном методе существует чёткая последовательность этапов, подходов и техник.

2. Направленность. Коуч в работе со своим подопечным всегда нацеливает его на поиск решения определённых задач.

3. Беспристрастность. В данном методе не дают оценку действиям и принятым решениям обучаемым, он может свободно высказывать своё мнение и видение вопроса. Не давая конкретные ответы на вопросы, коуч не навязывает свои убеждения.

4. Увеличение осознания. Это достигается путём более подробного изучения темы, при этом главным инструментом коуча являются его вопросы и его заинтересованность в ответах ученика.

5. Ориентированность на личность. Коуч работает с внутренним пространством человека, то есть с его мыслями, эмоциями, идеями без изменения окружающей обстановки.

Основными инструментами коучинга являются активное слушание, вопросные технологии, элементы тренинга и техники нейролингвистического программирования.

Сам процесс коучинга состоит из следующих этапов:

1. Расстановка приоритетов в целях и задачах.

2. Всестороннее исследование сложившейся ситуации. То есть определяются, какими ресурсами обладает обучаемый и какие препятствия стоят на пути достижения поставленной цели. В этом процессе большую роль играют вопросные технологии коуча.

3. Разделение выявленных препятствий на внутренние и внешние.

4. Нахождение и анализ возможностей для преодоления препятствий.

5. Определение конкретно плана действия.

Метод коучинга отлично работает практически в любой сфере деятельности, но особенно он эффективен в области образования персонала. Применение данного метода для этих целей позволяет добиться улучшения продуктивности деятельности, способствует личностному развитию сотрудников. Коучинг даёт возможность быстро обучиться, при этом без отрыва от работы. Сам по себе процесс интересен и приносит удовлетворение как обучаемому, так и коучу, а это, в свою очередь, повышает мотивацию к обучению.

При применении метода коучинга было отмечено, что в коллективе, где его практикуют, значительно улучшаются взаимоотношения. Это объясняется тем, что освоенные навыки применяются людьми не только в профессиональной сфере, но и в других областях, что повышает в целом качество их жизни.

Раскрытие внутреннего потенциала приводит к открытию среди сотрудников организации ранее не замечаемых талантов. Таким образом, значительно возрастает личная эффективность каждого отдельного работника.

Руководству организаций рекомендуют прибегать к помощи краткосрочных коуч-тренингов для обучения персонала в случае необходимости быстрого изменения ситуации, связанной с недостаточным уровнем подготовки сотрудников. Как уже отмечалось, данный метод позволяет проводить обучение без отрыва от работы и сам процесс осуществляется на примере реальных трудовых ситуаций.

Кроме того, метод коучинга применяется в случае необходимости составления общего командного представления о будущем организации и для составления программы его достижения. Также данный метод позволяет персоналу быстро осознать необходимость в проведении реорганизации компании и уменьшить, таким образом, сопротивление со стороны коллектива.

Конечно же, нельзя заявлять, что коучинг является панацеей в решении всех проблем. В успешности самого метода большую роль играет заинтересованность обучаемого в достижении каких-либо результатов. Коуч выстраивает тактику обучения, исходя из интересов своего ученика. Но если у последнего нет никаких интересов, тогда сам процесс образования невозможен. Поэтому максимальную пользу от метода коучинга можно ожидать в том случае, когда человек готов активно действовать для достижения поставленных целей.



Copyright © 1993-2017. Кадровое агентство в Москве МКЦ «Фаворит»
8 (495) 988-55-25